Меню

Актуально









Публикация

3 Апреля 2017Учет расходов на оплату проезда к месту работы и обратно


Е. Л. Ермошина
эксперт журнала «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера»

Комментарий к Письму Минфина России от 10.01.2017 № 03-03-06/1/80079

В комментируемом письме Минфин в очередной раз затронул тему учета расходов на оплату проезда к месту работы и обратно.

По общему правилу, изложенному в п. 26 ст. 270 НК РФ, указанные расходы при определении базы по налогу на прибыль не учитываются. Но здесь имеются оговорки:

– за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов в силу технологических особенностей производства;

– за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Отметим, эта норма не содержит указаний о возможности учета только при наличии совокупности таких условий. Это подтверждают и многочисленные письма Минфина, при которых допускается учет соответствующих расходов при определении облагаемой базы не только при одновременном выполнении обоих условий, но и если эти расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда (см., например, письма от 22.12.2016 № 03‑04‑06/77047, от 27.11.2015 № 03‑03‑06/1/69181, от 31.08.2012 № 03‑03‑06/1/449).

Вернемся к «технологическим особенностям производства», определение которых в Налоговом кодексе отсутствует. При анализе арбитражной практики и писем контролирующих органов можно выделить ряд факторов, позволяющих говорить о наличии «технологических особенностей» в случаях отнесения затрат на доставку работников до места работы и обратно в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль.

Например, к таковым относятся:

  • непрерывность технологического процесса, остановка которого невозможна (см. Постановление ФАС МО от 17.06.2009 по делу № КА-А40/4234-09);

  • многосменный режим работы организации (см. Письмо Минфина России от 31.08.2012 № 03‑03‑06/1/449, где говорится о правомерности учета в налоговых расходах затрат на доставку работников к первой, третьей рабочим сменам и обратно собственным транспортом, если работа в первую смену начиналась в 07:00, а в третью смену – в 24:00).

В указанных случаях, как правило, перевозка работников транспортом общего пользования не может обеспечить потребности общества, а значит, расходы на доставку для целей налого­обложения будут являться обоснованными. К такому выводу пришел ФАС ЗСО в Постановлении от 15.03.2013 № А27-11302/2012, учтя время начала движения транспорта, время прибытия на конкретные остановки общественного транспорта, а также необходимость пересадки работников с одного транспортного средства на другой.

Важно принять во внимание следующие моменты. В комментируемом письме говорится, что расходы на перевозку работников до места работы и обратно учитываются для целей налогообложения:

– если возможность доставки работников до места работы общественным транспортом отсутствует;

– при условии соответствия таких расходов требованиям ст. 252 НК РФ (расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода).

Перечислим случаи, когда можно говорить о невозможности доставки общественным транспортом:

– удаленность производственных площадей от населенных пунктов и места проживания работников;

– нахождение производства в промышленной зоне, где отсутствуют регулярные маршруты общественного транспорта;

– высокая численность работающих на предприятии, которой не соответствует пропускная способность общественного транспорта (например, численность работников составляет более 100 человек, а городские автобусы, следующие в направлении объектов и обратно по единственному маршруту, в утреннее и вечернее время загружены до полной вместимости – см. Письмо Минфина России от 24.11.2011 № 03‑03‑06/1/778);

– территориальная удаленность остановок транспорта общего пользования от места работы сотрудников (полагаем, что место работы может считаться удаленным от остановок, если оно находится на расстоянии, превышающем расстояние, указанное в п. 11.15 Свода градостроительных правил[1]).

К сведению

Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта не должна превышать 300 – 500 м (в зависимости от климатических районов). В производственных и коммунально-складских зонах дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта должна быть не более 400 м от проходных предприятий (п. 11.15 Свода градостроительных правил).

В качестве документов, подтверждающих, что доставка работников собственным или наемным автотранспортом соответствует оптимальной организации производственной деятельности, можно порекомендовать следующие:

– документы (письма) местных автотранспортных предприятий об имеющихся маршрутах, расписании движения транспорта, остановках и т. д.,

– документы местных органов власти, подтверждающие, что данное направление не обслуживается транспортом общего пользования, либо содержащие информацию о графике его движения и количестве автобусов на маршруте.

Далее приведем два примера из арбитражной практики, где судьи согласились с налогоплательщиками, которые смогли обосновать и документально подтвердить расходы на доставку сотрудников.

Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 11.11.2011 № 09АП-28208/2011‑АК по делу № А40-50862/11[2] рассмотрел налоговый спор между крупной строительной компанией и налоговой инспекцией, которая не принимала в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль затраты на доставку рабочих к местам строек и обратно на общую сумму порядка 50,1 млн руб.

Доводы, которые помогли организации отстоять свою правоту:

– экономическое обоснование. Организация представила расчет, согласно которому централизованная перевозка рабочих в автобусах с использованием услуг транспортных компаний обходилась ей в 5 – 10 раз дешевле, нежели возможные затраты на выплату работникам зарплаты в размере, достаточном для проезда работников до мест строек и обратно на общественном транспорте;

– технологические особенности производства работ. Работы велись преимущественно на крупных стройплощадках, для функционирования которых требовалось большое количество рабочих. Ежедневное перемещение общественным транспортом больших групп работников строительных специальностей на различные объекты было невозможно без ущерба производственной деятельности компании.

Кроме того, суд учел следующий нюанс производственного процесса: рабочие перевозились группами в количестве 40 – 100 человек. Они ездили с сумками и мешками со сменной спецодеждой, в пачкающей одежде, а периодически с крупногабаритным грузом. Находиться в таком виде в общественном транспорте запрещено правилами пользования этим транспортом[3].

Суд учел и такие факторы, как стесненность строительных площадок, делающая невозможной установку бытовок для пере­одевания рабочих на стройплощадке, принятия душа, хранения спецодежды и инвентаря.

Еще один пример – Постановление ФАС СЗО от 10.12.2013 по делу № А13-6206/2012, которое примечательно тем, что речь в нем идет о возможности учета в налоговых расходах затрат на доставку работников к месту работы и обратно на такси по договорам об оказании транспортных услуг, заключенным с несколькими компаниями.

Доставка была обусловлена технологическими особенностями производства, удаленностью предприятия от жилого массива и остановок транспорта общего пользования, отсутствием общественного транспорта в месте нахождения производственной площадки.

Суд отметил, что расходы, понесенные на оплату услуг такси, имеют непосредственное отношение к производственной деятельности организации, являются экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Организация представила квитанции по форме, согласованной сторонами договора, в которых содержатся номер и дата документа, наименования заказчика и исполнителя, наименование услуги, количество пассажиров, маршрут поездки, стоимость услуги, подписи уполномоченных представителей заказчика и исполнителя. Из представленных квитанций следовало, что одним из пунктов назначения маршрута поездки являлся фактический адрес организации, остальные адреса носили повторяющийся характер. При исполнении указанных договоров на оказание транспортных услуг стороны составляли акты приемки услуг, в которых фиксировали выполненные транспортные услуги за месяц. Все это, по мнению суда, подтверждает реальность оказания транспортных услуг.

Итак, в связи с отсутствием в НК РФ понятия «технологические особенности производства» организациям зачастую приходится доказывать в судебном порядке правомерность учета расходов на доставку работников к месту работы и обратно для целей налогообложения.

Как отмечено выше, соблюдение двух условий одновременно (доставка предусмотрена трудовым договором и обусловлена технологическими особенностями) не является обязательным для признания указанных расходов. Тем не менее наличие в коллективном (трудовом) договоре соответствующей записи о том, что работодатель обязуется нести расходы на доставку работников, значительно снизит риск налоговых споров и необходимость их разрешения в судебном порядке (при условии, что эти расходы отвечают требованиям ст. 252 НК РФ).


[1] СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утв. Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820.

[2] Постановлением ФАС МО от 29.02.2012 данное постановление оставлено без изменения.

[3] Пункты 6.4.2, 6.4.11 Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования в г. Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008 № 797‑ПП, п. 2.10.1, 2.11.16 Правил пользования Московским метрополитеном, утв. Постановлением Правительства Москвы от 16.09.2008 № 844‑ПП.

Источник: Журнал «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера»



Последние публикации

22 Августа 2017

Комментарий к Федеральному закону от 18.07.2017 № 160-ФЗ о федеральных стандартах бухгалтерского учета

Статья 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» определяет следующую структуру нормативных документов (помимо нормативных актов – законов и кодексов), регулирующих сферу бухгалтерского учета.

Каждый пятый бизнесмен не знает основ управления финансами

Аналитический центр НАФИ по инициативе Центробанка провел исследование уровня финансовой грамотности российских предпринимателей. Эксперты опросили более двух тысяч руководителей и собственников микро-, малых и средних предприятий во всех федеральных округах страны. Оценивались не только теоретические познания, но и умение использовать финансовые инструменты в работе, и рациональное отношение к ним как к средству развития бизнеса.

Длительность внеплановой проверки юрлица планируется сократить до 10 рабочих дней

Президент РФ Владимир Путин утвердил ряд поручений Правительству РФ, Генеральной прокуратуре РФ и Верховному Суду Российской Федерации с целью снизить административную нагрузку на бизнес.Так, до 1 декабря текущего года кабмину и Генеральной прокуратуре РФ будет необходимо внести в действующее законодательство изменения, ограничивающие количество ежегодных внеплановых проверок в отношении юрлиц и ИП.

21 Августа 2017

Когда пользователь ККТ – оператор персональных данных клиента

По новым правилам, если покупатель до момента расчета предоставляет пользователю онлайн-кассы абонентский номер (номер телефона) или адрес электронной почты, кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме должен быть направлен клиенту на этот номер или адрес. Являются ли абонентский номер и адрес электронной почты персональными данными клиента? Нужно ли на их обработку получать согласие клиента? Какие иные требования должен соблюдать пользователь ККТ в части работы с указанными данными?

Поступающие на расчетный счет ТСЖ коммунальные платежи учитываются при налогообложении прибыли в общем порядке

Перечень доходов, не учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в ст. 251 Налогового кодекса и является закрытым.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Август 2017

28 - 31 Августа Оказание платных услуг в учреждениях социальной защиты Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

28 - 31 Августа Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

29 Августа - 01 Сентября КоАП РФ: изменения и правоприменительная практика, соотношение с КАС РФ и новой редакцией 294-ФЗ Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

Сентябрь 2017

05 - 08 Сентября Внешнеэкономический контракт: практика и особенности. Рассмотрение споров Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

11 - 15 Сентября Ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства и линейных объектов Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

11 - 15 Сентября Особенности бухгалтерского и налогового учета в строительстве в свете последних разъяснений Минфина РФ и ФНС Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

11 - 15 Сентября Управление договорной работой на предприятии Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

12 - 15 Сентября Защита интересов продавцов и исполнителей в спорах с потребителями Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

22 Августа 2017

Дивиденды, полученные компанией, возникшей в результате слияния, могут быть освобождены от уплаты налога на прибыль

За 2017 год об отходах производства и потребления нужно будет отчитаться по новой статформе

С 19 августа определять начало и конец "коротких" налоговых периодов нужно по-новому

ФНС уточнила состав расчета по взносам в регионах, где часть пособий напрямую выплачивает ФСС

Госдума решит, будут ли юрлица получать от налоговиков акт по итогам допмероприятий

21 Августа 2017

Затраты организации на оплату проезда и проживания в целях оказания услуг по гражданско-правовому договору включаются в налоговую базу по НДФЛ

Налогоплательщик теряет право на применение УСН при превышении по итогам отчетного периода предельного размера доходов

Организации на УСН при переходе на систему исчисления базы по налогу на прибыль по общему правилу не могут учитывать расходы в виде отрицательной курсовой разницы

Нарушение срока подачи в налоговый орган заявления на получение ИП патента не является основанием для отказа в его выдаче

ФНС пояснила, куда обращаться за возвратом излишне взысканных налоговиками "старых" взносов

18 Августа 2017

ФНС не поддержала сокращение срока камеральных проверок до 1 месяца

ФНС России анонсировала появление новых возможностей кабинета ККТ по работе с онлайн-кассами

Разъяснены особенности учета доходов и расходов при совмещении применения УСН и системы налогообложения в виде ЕНВД

Экосбор не пропадет, даже если импортер перечислил платеж не туда

ФНС рассказала, как правильно заверить скан доверенности для налоговой

читать все Новости