Меню

Актуально









Публикация

3 Апреля 2017Учет расходов на оплату проезда к месту работы и обратно


Е. Л. Ермошина
эксперт журнала «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера»

Комментарий к Письму Минфина России от 10.01.2017 № 03-03-06/1/80079

В комментируемом письме Минфин в очередной раз затронул тему учета расходов на оплату проезда к месту работы и обратно.

По общему правилу, изложенному в п. 26 ст. 270 НК РФ, указанные расходы при определении базы по налогу на прибыль не учитываются. Но здесь имеются оговорки:

– за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов в силу технологических особенностей производства;

– за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Отметим, эта норма не содержит указаний о возможности учета только при наличии совокупности таких условий. Это подтверждают и многочисленные письма Минфина, при которых допускается учет соответствующих расходов при определении облагаемой базы не только при одновременном выполнении обоих условий, но и если эти расходы обусловлены технологическими особенностями производства либо предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами как система оплаты труда (см., например, письма от 22.12.2016 № 03‑04‑06/77047, от 27.11.2015 № 03‑03‑06/1/69181, от 31.08.2012 № 03‑03‑06/1/449).

Вернемся к «технологическим особенностям производства», определение которых в Налоговом кодексе отсутствует. При анализе арбитражной практики и писем контролирующих органов можно выделить ряд факторов, позволяющих говорить о наличии «технологических особенностей» в случаях отнесения затрат на доставку работников до места работы и обратно в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль.

Например, к таковым относятся:

  • непрерывность технологического процесса, остановка которого невозможна (см. Постановление ФАС МО от 17.06.2009 по делу № КА-А40/4234-09);

  • многосменный режим работы организации (см. Письмо Минфина России от 31.08.2012 № 03‑03‑06/1/449, где говорится о правомерности учета в налоговых расходах затрат на доставку работников к первой, третьей рабочим сменам и обратно собственным транспортом, если работа в первую смену начиналась в 07:00, а в третью смену – в 24:00).

В указанных случаях, как правило, перевозка работников транспортом общего пользования не может обеспечить потребности общества, а значит, расходы на доставку для целей налого­обложения будут являться обоснованными. К такому выводу пришел ФАС ЗСО в Постановлении от 15.03.2013 № А27-11302/2012, учтя время начала движения транспорта, время прибытия на конкретные остановки общественного транспорта, а также необходимость пересадки работников с одного транспортного средства на другой.

Важно принять во внимание следующие моменты. В комментируемом письме говорится, что расходы на перевозку работников до места работы и обратно учитываются для целей налогообложения:

– если возможность доставки работников до места работы общественным транспортом отсутствует;

– при условии соответствия таких расходов требованиям ст. 252 НК РФ (расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены, а также произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода).

Перечислим случаи, когда можно говорить о невозможности доставки общественным транспортом:

– удаленность производственных площадей от населенных пунктов и места проживания работников;

– нахождение производства в промышленной зоне, где отсутствуют регулярные маршруты общественного транспорта;

– высокая численность работающих на предприятии, которой не соответствует пропускная способность общественного транспорта (например, численность работников составляет более 100 человек, а городские автобусы, следующие в направлении объектов и обратно по единственному маршруту, в утреннее и вечернее время загружены до полной вместимости – см. Письмо Минфина России от 24.11.2011 № 03‑03‑06/1/778);

– территориальная удаленность остановок транспорта общего пользования от места работы сотрудников (полагаем, что место работы может считаться удаленным от остановок, если оно находится на расстоянии, превышающем расстояние, указанное в п. 11.15 Свода градостроительных правил[1]).

К сведению

Дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта не должна превышать 300 – 500 м (в зависимости от климатических районов). В производственных и коммунально-складских зонах дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта должна быть не более 400 м от проходных предприятий (п. 11.15 Свода градостроительных правил).

В качестве документов, подтверждающих, что доставка работников собственным или наемным автотранспортом соответствует оптимальной организации производственной деятельности, можно порекомендовать следующие:

– документы (письма) местных автотранспортных предприятий об имеющихся маршрутах, расписании движения транспорта, остановках и т. д.,

– документы местных органов власти, подтверждающие, что данное направление не обслуживается транспортом общего пользования, либо содержащие информацию о графике его движения и количестве автобусов на маршруте.

Далее приведем два примера из арбитражной практики, где судьи согласились с налогоплательщиками, которые смогли обосновать и документально подтвердить расходы на доставку сотрудников.

Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 11.11.2011 № 09АП-28208/2011‑АК по делу № А40-50862/11[2] рассмотрел налоговый спор между крупной строительной компанией и налоговой инспекцией, которая не принимала в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль затраты на доставку рабочих к местам строек и обратно на общую сумму порядка 50,1 млн руб.

Доводы, которые помогли организации отстоять свою правоту:

– экономическое обоснование. Организация представила расчет, согласно которому централизованная перевозка рабочих в автобусах с использованием услуг транспортных компаний обходилась ей в 5 – 10 раз дешевле, нежели возможные затраты на выплату работникам зарплаты в размере, достаточном для проезда работников до мест строек и обратно на общественном транспорте;

– технологические особенности производства работ. Работы велись преимущественно на крупных стройплощадках, для функционирования которых требовалось большое количество рабочих. Ежедневное перемещение общественным транспортом больших групп работников строительных специальностей на различные объекты было невозможно без ущерба производственной деятельности компании.

Кроме того, суд учел следующий нюанс производственного процесса: рабочие перевозились группами в количестве 40 – 100 человек. Они ездили с сумками и мешками со сменной спецодеждой, в пачкающей одежде, а периодически с крупногабаритным грузом. Находиться в таком виде в общественном транспорте запрещено правилами пользования этим транспортом[3].

Суд учел и такие факторы, как стесненность строительных площадок, делающая невозможной установку бытовок для пере­одевания рабочих на стройплощадке, принятия душа, хранения спецодежды и инвентаря.

Еще один пример – Постановление ФАС СЗО от 10.12.2013 по делу № А13-6206/2012, которое примечательно тем, что речь в нем идет о возможности учета в налоговых расходах затрат на доставку работников к месту работы и обратно на такси по договорам об оказании транспортных услуг, заключенным с несколькими компаниями.

Доставка была обусловлена технологическими особенностями производства, удаленностью предприятия от жилого массива и остановок транспорта общего пользования, отсутствием общественного транспорта в месте нахождения производственной площадки.

Суд отметил, что расходы, понесенные на оплату услуг такси, имеют непосредственное отношение к производственной деятельности организации, являются экономически обоснованными и документально подтвержденными.

Организация представила квитанции по форме, согласованной сторонами договора, в которых содержатся номер и дата документа, наименования заказчика и исполнителя, наименование услуги, количество пассажиров, маршрут поездки, стоимость услуги, подписи уполномоченных представителей заказчика и исполнителя. Из представленных квитанций следовало, что одним из пунктов назначения маршрута поездки являлся фактический адрес организации, остальные адреса носили повторяющийся характер. При исполнении указанных договоров на оказание транспортных услуг стороны составляли акты приемки услуг, в которых фиксировали выполненные транспортные услуги за месяц. Все это, по мнению суда, подтверждает реальность оказания транспортных услуг.

Итак, в связи с отсутствием в НК РФ понятия «технологические особенности производства» организациям зачастую приходится доказывать в судебном порядке правомерность учета расходов на доставку работников к месту работы и обратно для целей налогообложения.

Как отмечено выше, соблюдение двух условий одновременно (доставка предусмотрена трудовым договором и обусловлена технологическими особенностями) не является обязательным для признания указанных расходов. Тем не менее наличие в коллективном (трудовом) договоре соответствующей записи о том, что работодатель обязуется нести расходы на доставку работников, значительно снизит риск налоговых споров и необходимость их разрешения в судебном порядке (при условии, что эти расходы отвечают требованиям ст. 252 НК РФ).


[1] СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утв. Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820.

[2] Постановлением ФАС МО от 29.02.2012 данное постановление оставлено без изменения.

[3] Пункты 6.4.2, 6.4.11 Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования в г. Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 02.09.2008 № 797‑ПП, п. 2.10.1, 2.11.16 Правил пользования Московским метрополитеном, утв. Постановлением Правительства Москвы от 16.09.2008 № 844‑ПП.

Источник: Журнал «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера»



Последние публикации

28 Июня 2017

Ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации

Статьей 23 НК РФ в отношении налогоплательщика установлена обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Обязанность составлять и представлять налоговые декларации и расчеты по налогам, сборам прописана в ч. II НК РФ в отношении каждого налога. Об исполнении налогоплательщиком своей обязанности по представлению в налоговый орган налоговой декларации, об ответственности за непредставление, несвоевременное представление этого документа и пойдет речь в статье.

Минфин: несовременная уплата страховых взносов не всегда влечет штраф

На практике не исключена такая ситуация: взносы по страхованию были корректно исчислены и своевременно представлены в соответствующей отчетности, однако их перечисление в бюджет произведено не было по какой-либо обоснованной причине. В таком случае компанию не будут штрафовать, а лишь насчитают пени, об это рассказали в своем письме чиновники Минфина РФ от 24.05.2017 № 03-02-07/1/31912.

Допуслуги в вагоне повышенной комфортности при проезде командированного сотрудника: как рассчитать налоги?

Нередко случается так, что сотрудник, отправляющийся в командировку, просит приобрести или покупает самостоятельно железнодорожный билет в вагоне повышенной комфортности. Как известно, дополнительные сервисные услуги в таких вагонах включаются сразу в стоимость ж/д билета. Как поступить бухгалтеру при расчете налога на прибыль, НДФЛ и НДС при учете этих дополнительных услуг комфорта и нужно ли вообще их учитывать при налогообложении?

27 Июня 2017

Собственники помещений требуют у УК бухгалтерские документы: законно ли это?

Собственники помещений в МКД запросили у УК оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета, банковские выписки и платежные поручения за год. Баланс за 2016 год раскрыт в соответствии с установленным стандартом. Обязана ли УК предоставить запрашиваемые документы собственникам? Почему данные о доходах и расходах по управлению МКД следует отразить в бухгалтерской отчетности? Могут ли собственники помещений в МКД и органы ГЖН проверять достоверность бухгалтерской отчетности и данных о доходах и расходах по управлению МКД?

ОКВЭД при оказании диспетчерских услуг

Какой код по ОКВЭД нужно выбрать и зафиксировать в ЕГРЮЛ, если организация (индивидуальный предприниматель) планирует заняться деятельностью, связанной с оказанием диспетчерских услуг?

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Июль 2017

03 - 07 Июля Внешнеэкономическая деятельность на предприятии. Таможенное и валютное регулирование Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

03 - 07 Июля Проверки организаций контролирующими и надзорными органами: актуальные вопросы и судебная практика Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

03 - 06 Июля Кадастровая деятельность в области земельных отношений и объектов капитального строительства. Землеустройство. Правовые и практические аспекты Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

06 - 08 Июля Организация государственного контроля и надзора в сфере социального обслуживания Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

10 - 13 Июля Юридическое обеспечение медицинской деятельности (нововведения и предстоящие изменения) Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

11 - 14 Июля Претензионная и Исковая работа с учетом изменений ГК, ГПК, АПК и КАС России Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

11 - 14 Июля Изменения законодательства в сфере долевого строительства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

12 - 14 Июля Земельный кодекс : практика применения по состоянию на 2017 год в РФ Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?

Готовимся к уплате страховых взносов по-новому в 2017 году



Налоговые новости

28 Июня 2017

В течение календарного года сотрудник вправе переносить дату отпуска неограниченное количество раз

Эмитент не платит налог на прибыль со средств, поступающих в счет погашения облигаций

Последствия безвозмездности

ФНС рассказала, в каких случаях не начисляется транспортный налог

Юрлица смогут проверить, правильно ли отразили в расчете по взносам расходы на оплату больничных

За 2017 год нужно будет сдать статотчет о производственных травмах и профзаболеваниях по новой форме

27 Июня 2017

Число ИП в Москве увеличилось на 20,8% за первые пять месяцев текущего года

НДФЛ при возмещении реального ущерба

Налоговый учет выплат районных коэффициентов к зарплате

С 1 июля 2017 года ККТ, не соответствующая новым требованиям, подлежит снятию с регистрационного учета налоговым органом в одностороннем порядке без заявления пользователя

Обновлены формы документов, используемых при проведении налогового мониторинга

26 Июня 2017

Надбавка к налогу на добычу нефти продлевается до конца 2020 года

Льготную ставку НДС для внутренних авиарейсов предлагается сохранить до конца 2020 года

При выдаче трудовых книжек организация должна исчислить НДС

ВС РФ: освобождение от НДФЛ применяется и к выплатам при увольнении по соглашению сторон

читать все Новости