Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

14 Августа 2018Совершенствование бюджетного законодательства в части ВФК и ВФА


А. Гусев
к. п. н., редактор журнала
«Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений»

На сайте Минфина размещен проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» (далее – законопроект). О том, какие изменения предусмотрены указанным законопроектом, расскажем в статье.

ВФК и ВФА

Законопроектом предлагается закрепить определения ВФК и ВФА, приведенные в Правилах № 193[1], в положениях Бюджетного кодекса. Так, согласно новой редакции ст. 160.2‑1 БК РФ ВФК является непрерывным процессом, реализуемым должностными лицами, работниками главного администратора бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – администратор бюджетных средств), финансового органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, организующими и выполняющими процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, направленным:

– на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедур составления и исполнения бюджета этими администратором бюджетных средств, главным администратором бюджетных средств, финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом;

– на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедур составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (обеспечение достоверности бюджетной отчетности) этими администратором бюджетных средств, главным администратором бюджетных средств, финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом;

– на подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

ВФА является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором бюджетных средств, администратором бюджетных средств, финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, направленной на повышение качества осуществления процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

ВФА осуществляется в целях:

– оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

– подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;

– подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Также в положениях Бюджетного кодекса будет закреплена норма об осуществлении ВФА на основе функциональной независимости структурными подразделениями (уполномоченными должностными лицами) главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, финансового органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, наделенными полномочиями по осуществлению ВФА. При этом законопроектом вводится возможность администратору бюджетных средств передать на основе соглашения полномочия по осуществлению ВФА главному администратору бюджетных средств, в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного главного администратора бюджетных средств, в порядке, установленном этим главным администратором бюджетных средств.

В настоящее время такая передача невозможна ввиду того, что согласно ст. 160.2‑1 БК РФ указанные полномочия осуществляются администратором бюджетных средств самостоятельно (Письмо Минфина РФ от 30.06.2017 № 02‑02‑05/42411).

При этом нельзя будет передать названные полномочия главному администратору бюджетных средств местного бюджета, являющемуся органом муниципального финансового контроля. Так, предусмотрено, что главный администратор средств местного бюджета вправе внести на рассмотрение местной администрации соответствующего муниципального образования предложение о передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита. По решению местной администрации главный администратор средств местного бюджета передает полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита другому главному администратору бюджетных средств местного бюджета, не являющемуся указанным в п. 2 и 3 ст. 265 БК РФ органом муниципального финансового контроля.

Требования к организации внутреннего финансового аудита, в том числе в части передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита, будут устанавливаться Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Еще одна новация в порядке осуществления ВФК и ВФА – в том, что они должны будут осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, устанавливаемыми Минфином (обновленная ч. 3 ст. 160.2‑1 БК РФ). Напомним, что в настоящее время порядок осуществления ВФА и ВФК регламентирован Правилами № 193.

Заметим, что на сайте Минфина размещен проект Программы разработки федеральных стандартов внутреннего финансового контроля и аудита организаций государственного сектора. Указанной программой предусмотрено, что стандарты должны быть разработаны в 2018 – 2019 годах и начать применяться с 01.01.2020.

Также следует обратить внимание на увязку ВФК и ВФА с финансовым менеджментом. Согласно вводимой законопроектом ч. 6 ст. 160.2‑1 БК РФ ВФК и ВФА должны осуществляться с учетом необходимости достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента. При этом под финансовым менеджментом понимается осуществление главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, необходимых для исполнения соответствующих бюджетных полномочий, установленных бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Достижение целевых значений показателей качества финансового менеджмента будет подлежать мониторингу, проводимому:

– финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом в отношении главных администраторов бюджетных средств, осуществляющих составление и исполнение соответствующего бюджета согласно установленным Бюджетным кодексом полномочиям, в установленном ими порядке;

– главным администратором бюджетных средств в отношении подведомственных ему администраторов бюджетных средств в установленном им порядке.

Законопроектом предусмотрено, что нормативное и методическое обеспечение проведения финансовыми органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, главными администраторами бюджетных средств мониторинга качества финансового менеджмента отнесено к компетенции Минфина.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль

Законопроектом расширяется сфера осуществления государственного (муниципального) финансового контроля. Так, согласно новой редакции ч. 1 ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль будет осуществляться в целях обеспечения соблюдения не только положений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, но и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров или соглашений о предоставлении средств из бюджета.

Законопроектом уточняются определения внешнего и внутреннего финансового контроля, объекты такого контроля.

Полномочия Федерального казначейства по осуществлению контроля. В законопроекте говорится, что полномочия Федерального казначейства, финансовых органов субъектов РФ (муниципальных образований) и органов управления государственными внебюджетными фондами, установленные ст. 269.1 БК РФ, применяются ими исключительно при осуществлении предварительного контроля, осуществляемого путем санкционирования операций. Напомним, что государственный (муниципальный) финансовый контроль делится на внешний и внутренний, предварительный и последующий (ч. 1 ст. 265 БК РФ).

Согласно новой редакции ст. 269.1 БК РФ к таким полномочиям будут относиться:

– контроль за непревышением бюджетного обязательства над неиспользованными лимитами бюджетных обязательств, доведенными получателю бюджетных средств;

– контроль за соответствием предмета бюджетного обязательства, указанного в сведениях о бюджетном обязательстве, коду классификации расходов бюджета;

– контроль за соответствием денежного обязательства соответствующему бюджетному обязательству;

– контроль за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями, соответствующими бюджетным и денежным обязательствами;

– контроль за соответствием проводимой операции коду вида расходов (аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов) бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство;

– контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, в случаях, установленных бюджетным законодательством, в том числе заключений органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по результатам обследований, проведенных ими в случаях, установленных Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта, местной администрацией муниципального образования, и подтверждающих соответствие фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) условиям государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключенных в рамках их исполнения;

– контроль за соответствием бюджетного обязательства по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте, подлежащим включению в предусмотренный законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реестр контрактов, заключенных заказчиками;

– контроль за соответствием сведений о бюджетном обязательстве по договору (соглашению) сведениям о данном договоре (соглашении), подлежащим включению в предусмотренный законодательством реестр соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам производителям товаров (работ, услуг), бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетам субъектов;

– контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта РФ, подлежащих исполнению за счет средств целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Изменения коснутся и полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению названного контроля. После принятия законопроекта их полномочия будут включать:

– контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

– контроль за соблюдением положений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства соответствующего публично-правового образования, а также соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров или соглашений о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

– контроль за полнотой и достоверностью бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора – государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами.

Отметим и изменение порядка регламентирования деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Напомним, что в настоящее время порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Законопроектом предусмотрено, что полномочия таких органов будут осуществляться согласно федеральным стандартам осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденными Правительством РФ, а также утвер-
жденными в соответствии с ними Федеральным казначейством, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления стандартами (регламентами) внутренней организации контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

При этом стандарты (регламенты) внутренней организации контрольной деятельности органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны содержать сроки и последовательность действий должностных лиц при планировании, проведении проверок, ревизий, обследований и оформлении их результатов.

Представления, предписания и неправомерное использование бюджетных средств

Законопроектом уточнены определения терминов «представление» и «предписание», вводится определение ранее отсутствовавшего термина «неправомерное использование бюджетных средств». Последний термин призван заменить собой термин «причиненный ущерб». Так, согласно новой редакции п. 2 ст. 270.2 БК РФ под представлением будет пониматься документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий:

– информацию о выявленных нарушениях положений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля или в доли участия в уставных фондах юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме товариществ с ограниченной ответственностью;

– требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В свою очередь, под предписанием будет пониматься документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок:

– требования об устранении нарушений положений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих расходные обязательства публично-правовых образований, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля или в доли участия в уставных фондах юридических лиц, созданных в организационно-правовой форме товариществ с ограниченной ответственностью;

– требования о принятии мер по перечислению в доход бюджета соответствующего публично-правового образования суммы неправомерно использованных бюджетных средств.

Законопроектом предусмотрено, что срок исполнения представления, предписания органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может быть продлен по мотивированному ходатайству руководителя объекта контроля в порядке, предусмотренном федеральными стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, но не более одного раза.

Нужно отметить еще одно новшество, касающееся представлений и предписаний. Согласно вводимому п. 5 ст. 270.2 БК РФ в представлениях и предписаниях не должна указываться информация о нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, уже выявленных в ходе осуществления ВФА и ВФК, при условии наличия принятых мер по их устранению, мер по устранению причин и условий таких нарушений. Иными словами, законопроектом вводится прямой запрет на включение в представления и предписания нарушений, ранее выявленных в ходе ВФА и ВФК и уже устраненных проверяемой организацией.

Как мы указали выше, законопроектом предусмотрена замена не регламентированного ни одним нормативным актом термина «причиненный ущерб РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию» на более привычный как для контролеров, так и для проверяемых термин «неправомерное использование бюджетных средств». Раскрытие данного термина будет в п. 3 ст. 270.2 БК РФ. Так, под суммой неправомерно использованных бюджетных средств будет пониматься сумма средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), обусловливающих расходные обязательства публично-правового образования, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, либо сумма оплаты объектом контроля неисполненных обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом, контрактом (договором, соглашением), заключенным в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов или договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Напомним, что ранее Минфин уже высказывался в Письме от 25.04.2017 № 02‑09‑08/24851, что к неправомерному расходованию бюджетных средств нужно относить действия (бездействие), противоречащие требованиям общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение, регулирующих бюджетные правоотношения, к которым относятся БК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законы субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, указы Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

Бюджетные нарушения

В статье 306.2 БК РФ говорится, что бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения может применяться не только финансовыми органами и органами Федерального казначейства, но и органами управления государственными внебюджетными фондами. Напомним, что бюджетная мера принуждения применяется на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения. Законопроектом уточнено, что под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом, содержащий основания для применения к объекту контроля бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления и использования (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или с нарушением обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении средств из бюджета, либо суммы средств, использованных не по целевому назначению, по каждому основанию для применения бюджетных мер принуждения.

Согласно новой редакции ст. 306.3 БК РФ финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами принимают решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении, их отмене или решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения в случаях и порядке, установленных Правительством РФ, а также направляют решения о применении бюджетных мер принуждения, решения об их изменении (отмене) Федеральному казначейству (финансовым органам субъектов РФ или муниципальных образований), копии соответствующих решений органам государственного (муниципального) финансового контроля и объектам контроля.

Федеральное казначейство (финансовые органы субъектов РФ или муниципальных образований) исполняет решение о применении бюджетных мер принуждения (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств), в установленном финансовым органом, органом управления государственным внебюджетным фондом порядке исполнения решений о применении бюджетных мер принуждения.

Уточнения коснулись и отдельных положений ст. 306.4, 306.8 БК РФ.


[1] Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193.

Источник: Журнал «Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных)учреждений»



Последние публикации

13 Декабря 2018

Указываем место работы в трудовом договоре правильно

Одним из обязательных условий трудового договора является место работы. При этом Трудовой кодекс не поясняет, как именно его следует указывать. На практике кто-то приводит наименование организации, кто-то вдобавок отражает ее местонахождение, то есть адрес. Как результат, часто возникают споры – между работником и работодателем, между работодателем и контролирующими органами. Как избежать ошибок? Давайте разбираться.

Публичное раскрытие показателей отчетности

После составления бухгалтерской отчетности учреждениям необходимо подготовить публичное раскрытие ее показателей. В частности, с 2018 года обязательные общие требования к минимальному составу и порядку представления таких сведений установлены в Федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденном Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 260н.

Что меняется в налоговом и трудовом законодательстве с нового года?

Законодатели внесли ряд изменений и дополнений в налоговую систему и трудовое право. Одни поправки уже получили статус федерального закона, другие находятся на заключительной стадии принятия. Большинство начнет действовать 1 января 2019 года. Рассмотрим наиболее важные из них.

12 Декабря 2018

Переводим работника со срочного договора на бессрочный и наоборот

Постоянный перевод работника на другую должность применяется довольно часто, например, при повышении в должности, по медицинским показаниям. Вопросы возникают, когда с работником, которого хотят перевести, заключен срочный трудовой договор, а переводят его на бессрочный или работник трудится по трудовому договору на не­определенный срок, а теперь заключается срочный договор. Что делать в подобных ситуациях? Какие документы оформлять? Давайте разбираться.

Новая отчетность для представления сведений о доходах физических лиц и суммах НДФЛ

Налоговой службой утвержден Приказ от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@, вступающий в силу с представления сведений о доходах физических лиц и суммах налога за налоговый период 2018 года. В статье рассмотрим, по каким формам и в каком порядке будут представляться данные сведения и как их заполнять.



ТОП статьи

Сдача электронной налоговой отчетности через интернет в ФСС, ФНС, ИФНС, Пенсионный фонд, Росстат.






Налоговые новости

14 Декабря 2018

Няням и репетиторам разрешили не регистрироваться в качестве ИП до 2020 года

В Госдуму внесен на рассмотрение ряд поправок по НДФЛ, транспортному и земельному налогам

Расходы юрлица на прохождение сотрудниками медосмотров могут учитываться для целей налога на прибыль

Применение УСН не освобождает ИП от транспортного и земельного налогов

ФНС России предложены обновленные формы сообщений об обособленных подразделениях российской организации и форматы их представления в электронном виде

13 Декабря 2018

Мосгорсуд не дал работодателю сэкономить на выплатах при сокращении

ФНС России напоминает о законодательных изменениях с 1 января 2019 года в порядке налогообложения земельных участков

Уточнено, как заполнять расчет по взносам, если увольнение и выплаты вознаграждений приходятся на разные отчетные периоды

Лизинговое имущество учитывается в расчете стоимости основных средств для применения УСН

Уточнено, когда на основании уточненной декларации инспекторы могут провести повторную выездную проверку

К 1 января 2019 года необходимо обновить программное обеспечение ККТ

12 Декабря 2018

Минфин России напомнил о новой преференции по налогу на прибыль, которая будет применяться с 1 января 2019 года

Разъяснено, в какую инспекцию подать 3-НДФЛ гражданину иностранного государства, не являющимся резидентом РФ

Суд не поддержал компанию, уволившую сотрудника за несколько дней до сокращения должности

Скорректированы перечни кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10 процентов при ввозе в РФ

читать все Новости