Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


Зарплата, Табель, Кадры!!! Скачай и Работай! 1838 рублей, включая 2НДФЛ, персучет


Публикация

2 Августа 2018СГС «Учетная политика»


М. Алексеева
эксперт журнала «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение»

В представленном материале ознакомимся с основными положениями СГС «Учетная политика»[1], регулирующими формирование, утверждение и изменение учетной политики, а также отражение в бюджетной (бухгалтерской) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок. Действовать названный стандарт будет при ведении учета с 1 января 2019 года и составлении отчетности начиная с отчетности 2019 года.

Разработка и утверждение учетной политики

Учетная политика представляет собой документально утвержденную совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, применяемых учреждением последовательно из года в год.

Разрабатывается этот документ исходя из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных нюансов его деятельности, из его полномочий и (или) функций в соответствии с законодательством РФ. При этом принимаются во внимание положения действующих законодательных актов РФ, СГС «Учетная политика», иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – нормативные правовые акты), а также учетная политика органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 7 СГС «Учетная политика»).

Если в отношении какого‑либо объекта учета нормативными правовыми актами не предусмотрены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с учредителем и финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику исходя из требований, установленных СГС «Концептуальные основы»[2].

За процесс формирования учетной политики отвечает главный бухгалтер или иное физическое (юридическое) лицо, на которое возложено ведение учета. А обязанность по утверждению этого документа возлагается на руководителя учреждения (п. 8 СГС «Учетная политика»).

Отметим, что учреждение должно обеспечивать хранение документов учетной политики и иных документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи – не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления отчетности в последний раз (п. 22 СГС «Учетная политика»).

Составляющие учетной политики

В составе учетной политики утверждаются (п. 9 СГС «Учетная политика»):

  • методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов учета и (или) раскрытия информации о них в отчетности;

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов учета и правила формирования номера счета учета;

  • порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;

  • формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные формы; утвержденные формы документов бухгалтерского учета должны содержать обязательные реквизиты и соответствовать требованиям СГС «Концептуальные основы»;

  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;

  • правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации при условии ведения учета и (или) составления отчетности централизованной бухгалтерией;

  • порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;

  • порядок признания в учете и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты;

  • иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения учета и формирования отчетности учреждением.

В учетной политике бюджетных и автономных учреждений, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, дополнительно раскрываются особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению соответствующих полномочий (п. 10 СГС «Учетная политика»).

Основные положения и (или) копии документов учетной политики следует размещать на официальном сайте учреждения.

Корректировка учетной политики

Корректировка учетной политики возможна только при возникновении следующих обстоятельств (п. 12 СГС «Учетная политика»):

– изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов;

– разработка или утверждение новых правил (способов) ведения учета, применение которых позволит представить отчетность с достоверной и более релевантной информацией;

– существенное изменение условий деятельности учреждения, включая его реорганизацию, изменение возложенных на учреждение полномочий и выполняемых функций.

Изменение учетной политики производится с начала отчетного периода, если иное не обуславливается причиной такого изменения. Поправки, которые вносятся в течение года, подлежат обязательному согласованию с учредителем и соответствующим финансовым органом.

При этом не считается изменением учетной политики (п. 14 СГС «Учетная политика»):

– применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;

– утверждение нового способа организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности учреждения впервые.

Применение измененной учетной политики

Применять на практике положения измененной учетной политики необходимо одним из следующих способов, показанных на схеме (п. 6 СГС «Учетная политика»).

Способы применения измененной учетной политики

Перспективный способ

Ретроспективный способ

Измененные положения применяются к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующей корректировки учетной политики

Измененные положения применяются к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы они применялись с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни

Последствия изменения учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат или движение денег учреждения, оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении) на дату, с которой применяются указанные изменения (п. 15 СГС «Учетная политика»).

Последствия корректировки учетной политики, вызванной изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и нормативных правовых актов, отражаются в учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом (п. 16 СГС «Учетная политика»). При отсутствии такого порядка применяется ретроспективный способ. Если корректировка вызвана иными причинами, оказавшими или способными оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовые результаты деятельности и (или) движение денег учреждения, последствия отражаются ретроспективно (п. 17 СГС «Учетная политика»). При применении такого способа корректировке подлежат:

– входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса;

– показатели связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (годов) указывается в отчетности текущего отчетного года.

При ретроспективном способе пересматривать, менять и повторно представлять отчетность за предыдущий год не надо.

Ретроспективное применение измененной учетной политики недопустимо, если оценка в денежном выражении последствий такого изменения (п. 18, 19 СГС «Учетная политика»):

– не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

– требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В таких ситуациях измененная учетная политика применяется перспективно, то есть после даты ее корректировки.

Отражение положений учетной политики в отчетности

В силу положений п. 20 СГС «Учетная политика» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна содержать сведения о применяемых способах ведения учета, составе и содержании документов учетной политики.

Порядок раскрытия таких сведений в отчетности устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами.

В отношении изменений учетной политики в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности указывается следующая информация:

1) обоснование изменений;

2) содержание изменений;

3) порядок отражения последствий изменения учетной политики в отчетности, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный порядок, и дата, с которой применяется измененная учетная политика;

4) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:

– суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели;

– сумма корректировки, относящаяся к годам, предшествующим тем, для которых в отчетности раскрываются сравнительные показатели. Данная сумма раскрывается в отношении сопоставимых показателей в случае, когда такие корректировки возможно определить.

Кроме того, в пояснениях к отчетности также раскрывается факт невозможности отражения информации об изменении сравнительных показателей одного или нескольких предыдущих годов (если в отчетности раскрыта сравнительная информация по этому году или годам). При этом указывается отчетный период, в котором начинается применение изменений в учетной политике (п. 21 СГС «Учетная политика»).

Оценочные значения, их корректировка и отражение в отчетности

СГС «Учетная политика» введено новое понятие – оценочное значение. Им является рассчитанное или приблизительно определенное значение какого‑либо показателя, необходимого для ведения учета и (или) отражаемого в отчетности, при отсутствии точного способа его определения. К оценочным значениям относят (п. 6 СГС «Учетная политика»):

– сроки полезного использования основных средств и нематериальных активов;

– величины оценочных резервов;

– величины амортизационных отчислений;

– стоимость нефинансовых активов (в случаях, предусмотренных федеральными и отраслевыми стандартами бухучета);

– иные значения показателя, необходимого для ведения учета и (или) отражаемого в отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.

Изменение оценочного значения – это корректировка показателя, отраженного в учете или отчетности, обусловленная изменением допущений, обстоятельств, информации, на основе которых был выполнен его расчет. Такое изменение не является исправлением ошибки, а также изменением учетной политики. В свою очередь, изменение метода определения (расчета) оценочного значения является изменением учетной политики и подлежит раскрытию в отчетности (п. 23, 24 СГС «Учетная политика»).

Изменение оценочного значения отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно, то есть:

– в периоде, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели отчетности только данного отчетного периода;

– в периоде, в котором произошло изменение, и в будущих периодах, если такое изменение влияет на отчетность данного отчетного периода и будущих периодов.

В пояснениях к отчетности отражается следующая информация:

– описание изменения оценочного значения, повлиявшего на отчетность за отчетный период, с указанием денежных (стоимостных) значений таких изменений;

– описание изменения оценочного значения, которое повлияет на показатели периодов, следующих за отчетным, с указанием денежных (стоимостных) значений таких изменений. Также раскрытию подлежит тот факт, что оценить в денежном выражении влияние изменения оценочного значения на отчетность за будущие периоды не представляется возможным (п. 25, 26 СГС «Учетная политика»).

Порядок исправления ошибок в отчетности

Особенности отражения исправлений ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности прописаны в разд. V СГС «Учетная политика».

В целях применения указанного стандарта ошибкой в отчетности считается пропуск и (или) искажение, возникшее в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни. Ошибки в зависимости от даты их обнаружения (выявления) подразделяются на ошибки отчетного периода и предшествующего отчетного периода.

Они исправляются следующим образом:

Время обнаружения

Порядок исправления

Ошибки отчетного периода

При осуществлении внутреннего контроля после даты подписания отчетности*, но до предельной даты ее представления**

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на последнюю отчетную дату отчетного периода

Уточнение отчетности

При проведении камеральной проверки после предельной даты представления отчетности, но до даты принятия уполномоченным органом***

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на конец отчетного периода

Уточнение отчетности

В ходе проведения внутреннего и внешнего контроля, аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения****

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись на конец отчетного периода

Уточнение отчетности

После даты утверждения квартальной отчетности

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись в период (на дату) обнаружения ошибки

Раскрытие в пояснениях к отчетности информации о существенных ошибках, выявленных в отчетном периоде, с описанием ошибки (содержания и суммы), а также суммы выполненной корректировки

Ошибки предшествующего отчетного периода

После даты утверждения годовой отчетности

Дополнительная бухгалтерская запись или запись, оформленная способом «красное сторно», и дополнительная бухгалтерская запись в период (на дату) обнаружения ошибки

Ретроспективный пересчет отчетности*****

Раскрытие в пояснениях к отчетности за отчетный год информации об ошибке, сумме корректировки, описание причин, по которым корректировка сравнительных показателей отчетности за один или несколько предшествующих годов не является возможной, а также описание способа исправления ошибки с указанием периода, в котором отражены исправления

    *
Дата подписания отчетности – дата, когда субъект отчетности в установленном
порядке подписывает полный комплект отчетности.

   **
Предельная дата представления отчетности – последний рабочий день установленного срока направления отчетности субъекту консолидированной отчетности или органу, уполномоченному ее принимать.

***
Дата принятия отчетности уполномоченным органом – дата проставления им отметки (направления уведомления) о принятии отчетности по результатам проведения камеральной проверки.

****
Дата утверждения отчетности – дата утверждения отчета об исполнении бюджета соответствующего публично-правового образования или дата утверждения отчетности в соответствии с бюджетным законодательством.

*****

Ретроспективный пересчет отчетности – исправление ошибки предшествующего отчетного года (годов) путем корректировки сравнительных показателей отчетности за предшествующий отчетный год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена. При этом корректировке подлежат сравнительные показатели, раскрываемые в отчетности за отчетный год, начиная с того предшествующего года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда это невозможно. Такая корректировка отражается в отчетности с отметкой «пересчитано».

* * *

Положения СГС «Учетная политика» во многом повторяют действующие нормы Закона о бухгалтерском учете[3] и Инструкции № 157н[4]. Как и сейчас, ответственным за формирование учетной политики будет являться главный бухгалтер или иное лицо, на которое возложено ведение учета, а за ее утверждение – руководитель учреждения. Состав учетной политики останется неизменным. На сегодняшний день в этом документе закрепляются показатели, поименованные в п. 6 Инструкции № 157н.

Стандартом введены новые термины и их определения. Указано, как осуществляется перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет отчетности. Рассмотрены правила отражения исправлений ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.


[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н.

[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.

[3] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Источник: Журнал «Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение»



Последние публикации

22 Октября 2018

Начисление пенсионных взносов по дополнительным тарифам

В Определении ВС РФ от 07.09.2018 № 309‑КГ18-5069 рассмотрен спор о начислении пенсионных взносов по дополнительным тарифам на суммы выплат работающим пенсионерам, которые выработали льготный стаж и получают трудовую пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, но продолжают работать в тех же условиях.

Реорганизация учреждения: НДФЛ и страховые взносы

Иногда в ходе своей деятельности учреждения подвергаются реорганизации. В настоящее время существует несколько форм реорганизации, и все они предусмотрены действующим законодательством. В статье напомним об особенностях начисления налогов, уплаты страховых взносов, заполнения и представления отчетов по формам 2‑НДФЛ и 6‑НДФЛ при реорганизации.

Дискриминации в трудовых отношениях – особенности и последствия

В связи с повышением пенсионного возраста вновь активно заговорили о проблеме дискриминации на рынке труда, особенно граждан старше 45 лет. Формально трудовое законодательство (да и Конституция РФ) запрещает любые формы дискриминации, в том числе по возрасту. На практике же далеко не все безоблачно. Немалую роль играет в этом и слабое представление работодателей о том, что такое дискриминация. А ведь, например, неумение грамотно отказать в приеме на работу может обернуться печальными последствиями, вплоть до проигрыша в суде.

18 Октября 2018

Покупка СИЗ за счет средств ФСС

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) работников – это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ). Обеспечение работников специальной одеждой, обувью и другими СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Кроме того, на указанные цели могут быть направлены также средства ФСС. В каких случаях это возможно и каков порядок приобретения СИЗ за счет средств фонда, расскажем в статье.

Типовые ошибки при формировании бюджетной (бухгалтерской) отчетности

На сайте Федерального казначейства появилась информация, посвященная результатам принятия бухгалтерской (бюджетной) отчетности по итогам 2017 года, в которой особое место отведено анализу типовых нарушений и ошибок, выявленных работниками Федерального казначейства в ходе камеральной проверки отчетных форм. На наш взгляд, данная информация будет небезынтересна как ревизорам, так и бухгалтерам, поэтому мы посчитали необходимым обсудить ее с вами.



ТОП статьи

Сдача электронной налоговой отчетности через интернет в ФСС, ФНС, ИФНС, Пенсионный фонд, Росстат.






Налоговые новости

22 Октября 2018

Суд разъяснил, может ли увольнение за грубый проступок быть слишком строгим наказанием

Минфин России напомнил, когда физлицо обязано зарегистрироваться в качестве ИП

Разъяснено, какую дату считать моментом распределения дивидендов

Минфин России предложил обнулить НДС для региональных авиарейсов

ФНС напомнила о необходимости сдать отчетность по зарплатным налогам

19 Октября 2018

При блокировке счета банком налогоплательщик может перечислить зарплату, если операции по счетам приостановлены в качестве обеспечительной меры

ФНС России разъяснила нюансы заполнения РСВ в отношении лиц, работающих по гражданско-правовым договорам

Пилотный проект ФСС России по прямым выплатам охватит почти всю Россию

Отказ в приеме на работу не поможет избежать расходов на медосмотр соискателя

Многодетные семьи получат льготы по налогам на имущество

Для обоснования ставки НДС 0% в отношении услуг по компенсации НДС в системе "tax free" применяется рекомендованная ФНС России форма (формат) реестра

18 Октября 2018

Печать на налоговых декларациях и копиях документов, представляемых в налоговую инспекцию, не обязательна

Решение по выездной налоговой проверке не может пересматриваться на основании рекомендаций ФНС России по их проведению

Международные холдинговые компании: ФНС предложила форму сведений об их контролирующих лицах

Ставка налога на прибыль 0% по дивидендам: нюансы расчета срока владения долей при присоединении

читать все Новости