Меню

Актуально









Публикация

13 Июля 2017Подключение к ЕГАИС и лицензия


Откажут ли предприятию в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если на момент подачи документов в лицензирующий орган оно не будет подключено к Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС)?

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания – это с 31.03.2017 отдельный лицензируемый вид деятельности (см. ст. 18 Федерального закона № 171‑ФЗ[1] в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 261‑ФЗ).

Проверяем перечень документов для получения лицензии

Для получения данной лицензии в лицензирующий орган необходимо представить документы, список которых приведен в п. 3.2‑2 ст. 19 Федерального закона № 171‑ФЗ, а именно:

1) заявление о выдаче лицензии. В нем отражаются:

  • полное и (или) сокращенное наименование и организационно-правовая форма юридического лица (организации);

  • место его нахождения;

  • адреса его электронной почты, по которым лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи;

  • места нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности. При планировании розничной продажи алкоголя при оказании услуг общепита на соответствующем транспорте в заявлении фиксируются регистрационные данные вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного (воздушного) судна, присвоенные им в установленном порядке для соответствующих транспортных средств. Розничная торговля алкоголем при оказании услуг общепита не запрещена на железнодорожном, водном, воздушном транспорте общего пользования междугороднего и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;

  • наименование банка и номер расчетного счета в банке;

  • лицензируемый вид деятельности, который организация намерена осуществлять;

  • срок, на который испрашивается лицензия;

2) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, если копии этих документов не заверены нотариусом). В ООО и АО учредительным документом является устав общества[2];

3) копию документа о государственной регистрации организации (если не будет представлена, лицензирующий орган сделает межведомственный запрос на получение соответствующих сведений налоговому органу);

4) копию документа о постановке организации на учет в налоговом органе (при непредставлении действия те же – запрос);

5) копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии (составляет 65 000 руб. за каждый год срока действия лицензии – пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, не подлежит возврату в случае отказа уполномоченного органа в продлении срока действия лицензии – Письмо Минфина РФ от 14.04.2017 № 03‑05‑06‑03/22266). Если копия обозначенного документа заявителем не представлена, лицензирующий орган проверит факт уплаты госпошлины с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

6) документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. (Если обозначенные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не представлены заявителем, таковые подаются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.) В ситуации, когда речь идет о розничной продаже алкоголя с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции, нужен документ, подтверждающий наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания. (Это может быть как стационарный, так и нестационарный объект общепита.) И возможен третий вариант – когда алкоголем торговать запланировано при оказании услуг общественного питания на разрешенном виде транспорта. Тогда понадобятся документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания. В этом случае взамен места нахождения обособленного подразделения в лицензии указываются регистрационные данные вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного (воздушного) судна, присвоенные им в установленном порядке для соответствующих транспортных средств;

7) копию уведомления о начале предоставления услуг общественного питания. Если данный документ заявителем не представлен, лицензирующий орган запросит его у Роспотребнадзора.

Как видим, в приведенном перечне какого-либо документа, подтверждающего факт подключения заявителя к ЕГАИС, нет. Однако на этом поиски ответа на поставленный вопрос не заканчиваются, так как есть еще основания для отказа в выдаче лицензии.

К сведению

Минфин не поддержал предложение о дополнении перечня документов, необходимых для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, копиями документов, подтверждающих квалификацию работников заявителя. Квалификация работников, заключивших с соискателем лицензии на розничную продажу алкогольной продукции трудовые договоры, не влияет на качество и безопасность реализуемой алкогольной продукции, а также не способствует защите нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов РФ, контролю за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (Письмо от 25.05.2017 № 03‑14‑06/32364).

Изучаем основания для отказа в выдаче лицензии

Данные основания перечислены в п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171‑ФЗ. Первое основание в этом списке – несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным согласно положениям ст. 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 указанного закона. Далее – нарушение требований ст. 8 Федерального закона № 171‑ФЗ.

Из статьи 8 следует, что организации, занимающиеся оборотом алкогольной продукции, должны иметь программно-аппаратные средства, обеспечивающие прием, фиксацию и передачу информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС. (Данное требование не распространяется на учет объема розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания – пп. 2 п. 2.1 ст. 8.)

Норма Федерального закона № 171-ФЗ

Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о такой продукции, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции (абз. 16 п. 2 ст. 8).

В свою очередь, абз. 21 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171‑ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8.

Свидетельствует ли изложенное о том, что на момент подачи документов на получение лицензии программно-аппаратные средства уже должны быть подключены к ЕГАИС? Возможно, достаточно просто наличия этих средств (позволяющих обеспечить выполнение требований подключения к системе после получения лицензии и начала осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общепита)?

По мнению лицензирующего органа – Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, программно-аппаратные средства должны быть подключены к ЕГАИС уже на этапе подачи заявления на получение лицензии на розничную продажу алкоголя. Судьи такой подход нашли законным (см. Постановление АС ВСО от 10.05.2017 № Ф02-1675/2017 по делу № А78-11285/2016). Основание такое.

Исходя из логического, систематического и телеологического толкования норм права, указанных в Федеральном законе № 171‑ФЗ, положения п. 9 ст. 19 данного закона, как устанавливающие основания для отказа в выдаче лицензии, должны применяться совместно с положениями указанных в нем статей, в том числе – с п. 1 ст. 26 Закона.

Учитывая названное, обязанность по фиксации в ЕГАИС информации о производстве и (или) обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является лицензионным требованием, соблюдение которого является обязательным для получения лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

Установленный факт неподключения организации общественного питания (общества) к системе ЕГАИС указывает на явное несоответствие общества требованиям, которые предусмотрены ст. 19, 26 Федерального закона № 171‑ФЗ для организаций, стремящихся получить соответствующую лицензию.

* * *

Соискатель лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должен на момент подачи заявления о выдаче лицензии не только иметь программно-аппаратные средства, обеспечивающие прием и передачу информации об обороте алкоголя, но и подключить их уже к ЕГАИС. Именно такой подход лицензирующего органа поддержали судьи.

К сведению

Минфин в Письме от 25.05.2017 № 03‑14‑18/32119 дал добро на использование для подачи деклараций и работы с ЕГАИС любой усиленной квалифицированной электронной подписи, удовлетворяющей требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ «Об электронной подписи». Электронная подпись, содержащаяся в аппаратном крипто-ключе и используемая для работы с ЕГАИС, может использоваться для авторизации на информационных сервисах Росалкогольрегулирования, в том числе для авторизации с использованием единой системы аутентификации (ЕСИА) и для подготовки, подписания, шифрования деклараций, а также в других государственных органах.


[1] Федеральный закон от 22.11.1995 № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

[2] Пункт 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах» соответственно.

Источник: Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение"




Последние публикации

15 Февраля 2018

Изменения в бухгалтерской отчетности

Приказом Минфина РФ от 14.11.2017 № 189н (далее – Приказ № 189н) внесены изменения в Инструкцию № 33н. Новшества необходимо учитывать уже при составлении бухгалтерской отчетности за 2017 год. Что это за изменения, расскажем в данной статье.

Суд признал сделку недействительной. Подавать ли «уточненку» по налогу на прибыль?

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Если сделка признана таковой и за ней последовала двусторонняя реституция, то стороны возвращаются в первоначальное состояние. В отличие от гражданского, налоговое законодательство не содержит специальных положений, регламентирующих порядок отражения последствий признания сделки недействительной. Нужно ли пересчитывать налоговое обязательство по тому или иному налогу, в частности налогу на прибыль? При ответе на этот вопрос приходится исходить из общих правил НК РФ, разъяснений контролирующих органов и выводов арбитров.

Налоговая амнистия – 2018: кому и что простят?

В канун нового – 2018 – года был принят Федеральный закон от 28.12.2017 № 436‑ФЗ[1] (далее – Федеральный закон № 436‑ФЗ). Отдельные положения этого документа вносят нормы, в соответствии с которыми будут списаны недоимки по налогам, страховым взносам, а также пеням и штрафам. О том, кому и какие конкретно задолженности будут прощены, читайте в предложенном материале.

14 Февраля 2018

Об изменениях, направленных на предотвращение возникновения дебиторской задолженности бюджетных учреждений

27.11.2017 вступили в силу поправки, внесенные в Федеральный закон № 83-ФЗ Федеральным законом № 347-ФЗ. Указанные изменения направлены на оптимизацию операций, связанных с привлечением средств бюджетных учреждений в соответствующий бюджет в целях повышения ликвидности единого счета бюджета и их возвратом на счета, с которых они были ранее перечислены. Кроме того, предусмотрено ограничение авансовых платежей при заключении бюджетными учреждениями договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Налоговые изменения с 1 января 2018 года

Как всегда, в конце года Минфин выпускает ряд налоговых изменений, вступающих в силу с 1 января следующего года. Этот год не исключение. Федеральными законами от 27.11.2017 № 335‑ФЗ, 346‑ФЗ, 361‑ФЗ приняты основные нововведения, вступающие в силу с 1 января 2018 года. Рассмотрим, какие из них должны учесть автономные учреждения.



ТОП статьи

Учетная политика организации (предприятия) на 2018 год скачать образец

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?




Налоговые новости

16 Февраля 2018

Самозанятых могут обложить 6% единым налоговым платежом

Какие недоимки по страховым взносам "простили" предпринимателям, уточнили финансисты

Доход иностранца – нерезидента от полученной в дар квартиры не подлежит налогообложению в России

Возврат НДС иностранцам: утверждены пункты пропуска через госграницу РФ

Индивидуальный пенсионный коэффициент, необходимый для получения страховой пенсии по старости, предлагают снизить вдвое

Депутаты приняли в первом чтении проект, позволяющий уточнять ошибочный счет в налоговой платежке

Работодатели вправе представлять справки о доходах физлиц по форме 2-НДФЛ за 2017 год по новой и старой формам

15 Февраля 2018

Регионы смогут обнулить ставку ЕСХН

Компенсацию стоимости учебы нельзя учесть в расходах на обучение, если договор заключал сам работник

Доплаты работникам за вредные или опасные условия труда облагаются НДФЛ в общем порядке

Предельную величину базы для исчисления страховых взносов на ОПС могут отменить

Налоговики разъяснили, что при заполнении налоговых платежек физлицами СНИЛС не указывается

Пособия на детей освободят от налогов

14 Февраля 2018

Расходами в целях налогообложения прибыли организаций признаются любые затраты, соответствующие признакам расходов

Вычет НДС можно применить, даже если в счете-фактуре указан полный номер ГТД, а не регистрационный

читать все Новости