Меню

Актуально









Публикация

13 Июля 2017Подключение к ЕГАИС и лицензия


Откажут ли предприятию в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если на момент подачи документов в лицензирующий орган оно не будет подключено к Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС)?

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания – это с 31.03.2017 отдельный лицензируемый вид деятельности (см. ст. 18 Федерального закона № 171‑ФЗ[1] в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 261‑ФЗ).

Проверяем перечень документов для получения лицензии

Для получения данной лицензии в лицензирующий орган необходимо представить документы, список которых приведен в п. 3.2‑2 ст. 19 Федерального закона № 171‑ФЗ, а именно:

1) заявление о выдаче лицензии. В нем отражаются:

  • полное и (или) сокращенное наименование и организационно-правовая форма юридического лица (организации);

  • место его нахождения;

  • адреса его электронной почты, по которым лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи;

  • места нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности. При планировании розничной продажи алкоголя при оказании услуг общепита на соответствующем транспорте в заявлении фиксируются регистрационные данные вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного (воздушного) судна, присвоенные им в установленном порядке для соответствующих транспортных средств. Розничная торговля алкоголем при оказании услуг общепита не запрещена на железнодорожном, водном, воздушном транспорте общего пользования междугороднего и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;

  • наименование банка и номер расчетного счета в банке;

  • лицензируемый вид деятельности, который организация намерена осуществлять;

  • срок, на который испрашивается лицензия;

2) копии учредительных документов (с предъявлением оригиналов, если копии этих документов не заверены нотариусом). В ООО и АО учредительным документом является устав общества[2];

3) копию документа о государственной регистрации организации (если не будет представлена, лицензирующий орган сделает межведомственный запрос на получение соответствующих сведений налоговому органу);

4) копию документа о постановке организации на учет в налоговом органе (при непредставлении действия те же – запрос);

5) копию документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии (составляет 65 000 руб. за каждый год срока действия лицензии – пп. 94 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, не подлежит возврату в случае отказа уполномоченного органа в продлении срока действия лицензии – Письмо Минфина РФ от 14.04.2017 № 03‑05‑06‑03/22266). Если копия обозначенного документа заявителем не представлена, лицензирующий орган проверит факт уплаты госпошлины с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;

6) документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более. (Если обозначенные документы, относящиеся к объектам недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не представлены заявителем, таковые подаются по межведомственному запросу лицензирующего органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.) В ситуации, когда речь идет о розничной продаже алкоголя с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции, нужен документ, подтверждающий наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде объекта общественного питания, который планируется использовать для предоставления услуг общественного питания. (Это может быть как стационарный, так и нестационарный объект общепита.) И возможен третий вариант – когда алкоголем торговать запланировано при оказании услуг общественного питания на разрешенном виде транспорта. Тогда понадобятся документы, подтверждающие наличие у заявителя в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного судна, воздушного судна и (или) права заявителя оказывать в них услуги общественного питания. В этом случае взамен места нахождения обособленного подразделения в лицензии указываются регистрационные данные вагона-ресторана (вагона-кафе, вагона-буфета), водного (воздушного) судна, присвоенные им в установленном порядке для соответствующих транспортных средств;

7) копию уведомления о начале предоставления услуг общественного питания. Если данный документ заявителем не представлен, лицензирующий орган запросит его у Роспотребнадзора.

Как видим, в приведенном перечне какого-либо документа, подтверждающего факт подключения заявителя к ЕГАИС, нет. Однако на этом поиски ответа на поставленный вопрос не заканчиваются, так как есть еще основания для отказа в выдаче лицензии.

К сведению

Минфин не поддержал предложение о дополнении перечня документов, необходимых для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, копиями документов, подтверждающих квалификацию работников заявителя. Квалификация работников, заключивших с соискателем лицензии на розничную продажу алкогольной продукции трудовые договоры, не влияет на качество и безопасность реализуемой алкогольной продукции, а также не способствует защите нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов РФ, контролю за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (Письмо от 25.05.2017 № 03‑14‑06/32364).

Изучаем основания для отказа в выдаче лицензии

Данные основания перечислены в п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171‑ФЗ. Первое основание в этом списке – несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным согласно положениям ст. 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 указанного закона. Далее – нарушение требований ст. 8 Федерального закона № 171‑ФЗ.

Из статьи 8 следует, что организации, занимающиеся оборотом алкогольной продукции, должны иметь программно-аппаратные средства, обеспечивающие прием, фиксацию и передачу информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС. (Данное требование не распространяется на учет объема розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания – пп. 2 п. 2.1 ст. 8.)

Норма Федерального закона № 171-ФЗ

Программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок сведений о такой продукции, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции (абз. 16 п. 2 ст. 8).

В свою очередь, абз. 21 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 171‑ФЗ установлен запрет на оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 8.

Свидетельствует ли изложенное о том, что на момент подачи документов на получение лицензии программно-аппаратные средства уже должны быть подключены к ЕГАИС? Возможно, достаточно просто наличия этих средств (позволяющих обеспечить выполнение требований подключения к системе после получения лицензии и начала осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общепита)?

По мнению лицензирующего органа – Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, программно-аппаратные средства должны быть подключены к ЕГАИС уже на этапе подачи заявления на получение лицензии на розничную продажу алкоголя. Судьи такой подход нашли законным (см. Постановление АС ВСО от 10.05.2017 № Ф02-1675/2017 по делу № А78-11285/2016). Основание такое.

Исходя из логического, систематического и телеологического толкования норм права, указанных в Федеральном законе № 171‑ФЗ, положения п. 9 ст. 19 данного закона, как устанавливающие основания для отказа в выдаче лицензии, должны применяться совместно с положениями указанных в нем статей, в том числе – с п. 1 ст. 26 Закона.

Учитывая названное, обязанность по фиксации в ЕГАИС информации о производстве и (или) обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является лицензионным требованием, соблюдение которого является обязательным для получения лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

Установленный факт неподключения организации общественного питания (общества) к системе ЕГАИС указывает на явное несоответствие общества требованиям, которые предусмотрены ст. 19, 26 Федерального закона № 171‑ФЗ для организаций, стремящихся получить соответствующую лицензию.

* * *

Соискатель лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания должен на момент подачи заявления о выдаче лицензии не только иметь программно-аппаратные средства, обеспечивающие прием и передачу информации об обороте алкоголя, но и подключить их уже к ЕГАИС. Именно такой подход лицензирующего органа поддержали судьи.

К сведению

Минфин в Письме от 25.05.2017 № 03‑14‑18/32119 дал добро на использование для подачи деклараций и работы с ЕГАИС любой усиленной квалифицированной электронной подписи, удовлетворяющей требованиям Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ «Об электронной подписи». Электронная подпись, содержащаяся в аппаратном крипто-ключе и используемая для работы с ЕГАИС, может использоваться для авторизации на информационных сервисах Росалкогольрегулирования, в том числе для авторизации с использованием единой системы аутентификации (ЕСИА) и для подготовки, подписания, шифрования деклараций, а также в других государственных органах.


[1] Федеральный закон от 22.11.1995 № 171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

[2] Пункт 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах» соответственно.

Источник: Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение"




Последние публикации

23 Ноября 2017

Обзор нарушений, допускаемых учреждениями при заполнении форм бюджетной отчетности

Правильность составления получателями бюджетных средств форм бюджетной отчетности проверяется органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель) в рамках проводимой им камеральной проверки отчетных форм; ревизорами при осуществлении выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждения. О том, на что следует обратить внимание при заполнении отчетных форм по итогам 2017 года, мы поговорим в этой статье.

Минфин: при однодневных командировках страховые взносы начислять не нужно

В письме от 02.10.2017 № 03-15-06/63950 Минфин России дал разъяснения о том, почему с однодневных командировок не требуется удерживать страховые взносы, начисленные на выплаты сотрудникам.

В документы, используемые при расчетах по НДС, следует добавлять свободные поля для указания новых реквизитов

Налоговики разъяснили, что при составлении документов, применяемых при расчетах по НДС в электронной форме, налогоплательщикам необходимо использовать свободные информационные поля для отражения в них новых реквизитов.

22 Ноября 2017

Уменьшение стоимости работ, аванс и НДС

В Письме от 03.10.2017 № 03‑07‑11/64367 Минфин указал: сумму переплаты, возникшую у продавца после уменьшения стоимости выполненных работ (оказанных услуг), в счет которой будет осуществлено выполнение других работ (оказание других услуг), следует признавать суммой частичной оплаты, полученной в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг). В связи с этим данная сумма переплаты включается продавцом в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в налоговом периоде, в котором договором, соглашением, иным первичным документом подтверждено согласие (факт уведомления) покупателя на уменьшение стоимости выполненных работ (оказанных услуг). Операции по реализации выполненных работ и оказанных услуг совершаются постоянно. Разберемся, что имел в виду Минфин.

Перевод на другую должность в связи с сокращением: как проверить соответствие сотрудника ее требованиям?

Согласно положениям статей 81 и 180 ТК РФ, если в компании грядет сокращение в обязанности работодателя входит представление работнику, попавшему под сокращение, права на другую имеющуюся вакантную должность. При этом, работодатель вправе предложить как равнозначную сокращаемой, так и нижестоящую должность, либо работу с более низкой оплатой труда.

Вечерние курсы повышения квалификации юристов (2- 5 мес.)

Ноябрь 2017

26 - 30 Ноября Договоры, используемые в строительной деятельности. Правовые и финансовые аспекты Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

26 - 30 Ноября Юрист по сопровождению строительства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 Ноября - 01 Декабря Изменения Гражданского законодательства РФ (ГК РФ). Практика применения измененных норм Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 - 29 Ноября Особенности учета материально-производственных запасов в строительстве Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 Ноября - 01 Декабря Опека и попечительство в отношении недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних граждан с учетом последних изменений законодательства Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 - 30 Ноября Юрист в сфере ЖКХ: актуальные вопросы правового обеспечения деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 - 29 Ноября Бухгалтерский учет, отчетность, налогообложение: особенности ведения в государственных (муниципальных) учреждениях в 2017 году Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс

27 Ноября - 01 Декабря Административно-хозяйственное обеспечение предприятия Санкт-Петербург, ЦНТИ Прогресс



ТОП статьи

Учетная политика предприятия на 2017 год

Сдача электронной декларации по НДС 2017 онлайн через интернет

Бухгалтерия онлайн позволяет вести тестирование и подготовку отчетности бесплатно

1с электронная отчетность

 



Налоговые новости

23 Ноября 2017

Утвержден формат представления уведомления о льготных объектах налогообложения по налогу на имущество физлиц

При отказе работодателя от взыскания недостачи с работника, сумма возмещения ущерба не облагается страховыми взносами

Порядок представления сведений о доходах физлиц и сообщения о невозможности удержать НДФЛ хотят скорректировать

Придется уступить место: разрешено переводить основного работника на должность совместителя

Нужно будет вести раздельный учет по НДС, даже если соблюдается правило 5 процентов

22 Ноября 2017

ИП, занимающийся грузоперевозками, может подтвердить право на применение ЕНВД документами хозяйственной деятельности

ФСС не вправе требовать от работодателя предоставления расчетных листков при проверке

С 2018 года у налоговиков может появиться больше причин не принять расчет по взносам

Не спешите применять новые коды для справок 2-НДФЛ

Бюджетным учреждениям могут разрешить пользоваться заблокированными счетами

Индексацию зарплат можно не проводить, если их рост обеспечен иными способами, считает ВС РФ

21 Ноября 2017

Финансисты разъяснили, на какие негативные признаки следует обращать внимание при выборе контрагента

Неполный рабочий день какой продолжительности позволит сохранить пособие?

Новые сборы в 2018 году потребуют с бизнеса более 100 млрд рублей

Сотрудник переведен из другого подразделения: к расчету по взносам могут понадобиться пояснения

читать все Новости