Меню

Актуально








Рубрикатор

Справочник


ВЕЧЕРНИЕ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЮРИСТОВ (1-5 мес.)


Публикация

27 Августа 2018О переходных положениях в сфере закупок: разъяснения Минфина


А. Павелин
эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»

С 01.07.2018 вступают в силу отдельные положения федеральных законов от 31.12.2017 № 504‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 31.12.2017 № 505‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В Письме от 25.06.2018 № 24‑06‑08/43650 Минфином сообщается позиция в отношении переходного периода с 01.07.2018 до 01.01.2019, в течение которого поэтапно вводятся основные новации, предусмотренные федеральными законами № 504‑ФЗ и 505‑ФЗ, в том числе в отношении применения электронных процедур закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе, порядка заключения контракта по итогам их проведения, определения операторов электронных площадок, использования электронной подписи.

Электронные закупки

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом № 504‑ФЗ, с 01.07.2018 проводимые в электронной форме открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее – электронные процедуры), а также закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (в случаях, установленных решением Правительства РФ, предусмотренным ч. 3 ст. 84.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) должны осуществляться с учетом особенностей, определенных ст. 24.1 этого Закона.

В силу ч. 1 указанной статьи проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке, требования к которой будут устанавливаться Правительством РФ. Напомним, что:

– электронная площадка – сайт в Интернете. Он должен соответствовать установленным п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям, на нем определяются конкурентными способами поставщики (подрядчики, исполнители) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

– оператор электронной площадки – непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более 25 % долей (акций) такого общества и которое владеет электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ перечень операторов электронных площадок;

– специализированная электронная площадка – соответствующая установленным п. 1 и 3 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме;

– оператор специализированной электронной площадки – российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, обеспечивает ее функционирование, а также соответствует установленным п. 1 и 3 ч. 2 ст. 24.1 Закона о контрактной системе требованиям и включено в утвержденный Правительством РФ перечень операторов специализированных электронных площадок.

Требования к электронным площадкам определены Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки» (далее – Постановление № 656).

Отметим, что Федеральным законом № 504‑ФЗ детально регламентирован порядок проведения в электронной форме:

– открытого конкурса (ст. 54.1 Закона о контрактной системе);

– конкурса с ограниченным участием (ст. 56.1);

– двухэтапного конкурса в электронной форме (ст. 57.1);

– запроса котировок (ст. 82.1);

– запроса предложений в электронной форме (ст. 83.1);

– закрытых способов определения поставщиков (ст. 84.1).

Бюджетные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд (ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе):

– с 01.07.2018 вправе определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме, запроса котировок в электронной форме;

– с 01.01.2019 должны будут определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронных процедур. При этом учреждения не будут вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Указанные положения не распространяются на заказчиков в случае осуществления закупок, поименованных в ст. 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 10.1 ст. 112 Закона о контрактной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством РФ в соответствии с ч. 3 ст. 24.1 Закона о контрактной системе (далее – новые электронные площадки), закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронных процедур осуществляются на ранее прошедших отбор электронных площадках. При этом сохраняется порядок функционирования таких площадок, установленный до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Порядок проведения электронных процедур на названных площадках должен отвечать требованиям Закона о контрактной системе. Заключение контрактов по результатам указанных процедур осуществляется на таких электронных площадках.

Исходя из п. 9 Постановления № 656 датой начала функционирования электронной площадки является дата заключения соглашения о функционировании электронной площадки, подписываемого Минфином и ФАС. При этом на основании п. 4 Постановления № 656 Минфину и ФАС поручено обеспечить заключение обозначенных соглашений до 01.10.2018.

С учетом вышеизложенного в период с 01.07.2018 и до начала функционирования новых электронных площадок, предельная дата которого определена в п. 4 Постановления № 656 (01.10.2018):

– бюджетные учреждения вправе проводить поименованные в п. 1 ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе электронные процедуры на ранее отобранных электронных площадках;

– ранее отобранные электронные площадки обеспечивают проведение новых электронных процедур в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;

– ранее отобранные электронные площадки продолжают функционирование в ранее установленном порядке.

О заключении контракта по результатам электронных процедур

Закон о контрактной системе дополнен новой ст. 83.2, определяющей порядок заключения контракта по результатам любой закупки в электронной форме. В названной статье предусмотрены случаи размещения заказчиком проекта контракта, доработанного проекта контракта, подписанного контракта в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС. Согласно ч. 2 ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в ЕИС протоколов подведения итогов закупки в электронной форме учреждение должно разместить в ЕИС и на электронной площадке проект контракта, который составляется путем включения в него цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной п. 2 ч. 4 ст. 54.4, п. 7 ч. 9 ст. 83.1 Закона о контрактной системе, поименованных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Победитель обязан подписать указанный проект контракта усиленной электронной подписью в течение пяти дней с даты его размещения в ЕИС, а также разместить на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо разместить протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

Последним проект контракта подписывает заказчик. Это должно быть сделано в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и представления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта. Заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. Контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе подписанного заказчиком контракта.

Согласно ч. 9 ст. 83.2 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС указанных в ч. 12 ст. 54.7, ч. 8 ст. 69, ч. 13 ст. 83.2 протоколов, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме – не ранее чем через семь дней с даты размещения в ЕИС поименованных в ч. 8 ст. 82.4, ч. 23 ст. 83.1 Закона о контрактной системе протоколов.

При применении положений ст. 83.2 Закона о контрактной системе следует учитывать, что в силу ч. 10.1 ст. 112 обозначенного закона электронные процедуры, извещения о проведении которых размещены в ЕИС до даты начала функционирования новых электронных площадок, проводятся на ранее отобранных электронных площадках. Заключение контрактов по результатам указанных процедур осуществляется на таких электронных площадках, то есть без использования ЕИС.

Кроме того, исходя из п. 23 Дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением № 656, направление информации и электронных документов заказчиком участнику закупки или участником закупки заказчику при проведении электронных процедур осуществляется через электронную площадку, в том числе при размещении заказчиком проекта контракта, подписанного контракта по результатам электронного аукциона, до дня начала определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) исключительно путем проведения электронных процедур в соответствии с п. 2 ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного с учетом положений ч. 43 ст. 112 Закона о контрактной системе:

– с 01.07.2018 и до начала функционирования новых электронных площадок (не позднее 01.10.2018) контракты по результатам проведения электронных процедур, в том числе электронного аукциона, заключаются на ранее отобранных электронных площадках без использования ЕИС в случаях, предусмотренных ст. 83.2 Закона о контрактной системе для размещения на электронной площадке;

– с даты начала функционирования новых электронных площадок контракты по результатам проведения электронных процедур, за исключением электронного аукциона, заключаются с использованием ЕИС в ситуациях, оговоренных в ст. 83.2 Закона о контрактной системе для размещения на электронной площадке;

– контракты по результатам электронного аукциона до 01.01.2019 заключаются без использования ЕИС в случаях, поименованных в ст. 83.2 Закона о контрактной системе, как на ранее отобранных электронных площадках, так и на новых электронных площадках. При этом с 01.01.2019 контракты по результатам электронного аукциона заключаются с использованием ЕИС в порядке, установленном ст. 83.2 Закона о контрактной системе.

Электронная подпись при осуществлении закупок

Федеральным законом № 504‑ФЗ уточнено, что для подписания электронных документов в единой информационной системе и на электронных площадках должна использоваться усиленная квалифицированная электронная подпись. Ранее предусматривалось использование неквалифицированной электронной подписи. Указанные изменения вступили в силу 01.07.2018. Напомним, что под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63‑ФЗ). Согласно ст. 5 Федерального закона № 63‑ФЗ электронная подпись может быть двух видов: простая и усиленная. В свою очередь, усиленная электронная подпись может быть неквалифицированной или квалифицированной.

Неквалифицированная электронная подпись

Квалифицированная электронная подпись

1. Получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи.

2. Позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ.

3. Позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания.

4. Создается с использованием средств электронной подписи

1. Соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи.

2. Ключ ее проверки указан в квалифицированном сертификате.

3. Для ее создания и проверки используются средства, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным на основании Федерального закона № 63‑ФЗ

В силу ч. 2 ст. 5 Закона о контрактной системе квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере закупок в целях Закона о контрактной системе, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона № 63‑ФЗ.

С учетом вышеизложенного бюджетным учреждениям, не обеспе­чившим к настоящему времени наличие такой подписи, в целях участия в закупках целесообразно получить квалифицированную электронную подпись в любом удостоверяющем центре, получившем аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона № 63‑ФЗ, в возможно короткий срок.

Согласно ч. 5.1 ст. 112 Закона о контрактной системе до 31.12.2018 обеспечение участников контрактной системы в сфере закупок квалифицированными сертификатами ключей проверки электронных подписей и средствами электронных подписей осуществляется Федеральным казначейством.

О приведении положений о закупке в соответствие Федеральному закону № 505‑ФЗ

Чтобы применять нормы Федерального закона № 223‑ФЗ, бюджетные учреждения должны разработать и утвердить положение о закупках. Исходя из ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 223‑ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения ее процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки. Следовательно, учреждение самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке. Однако согласно внесенным Федеральным законом № 505‑ФЗ изменениям начиная с 31.12.2017 учредителям бюджетных учреждений предоставлено право утвердить типовые положения о закупках, а также определить те бюджетные учреждения, для которых применение названного типового положения о закупке является обязательным.

Напомним, что с 01.07.2018 в положении о закупке должны быть предусмотрены конкурентные и неконкурентные закупки, а также установлен порядок их осуществления.

Конкурентной является закупка, осуществляемая с одновременным соблюдением следующих условий:

– информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком либо путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке, либо посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены ст. 3.5 Федерального закона № 223‑ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

– обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

– описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона № 223‑ФЗ.

Конкурентные закупки проводятся:

– путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений)). Необходимо отметить, что Федеральным законом № 505‑ФЗ даны определения всем видам конкурентных закупок. Так, под аукционом понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину;

– иными способами, установленными положением о закупке.

Требования к порядку осуществления конкурентных закупок оговорены в ст. 3.2 – 3.5 Федерального закона № 223‑ФЗ. В частности, ч. 8 и 9 ст. 3.2 Федерального закона № 223‑ФЗ определено, что для осуществления конкурентных закупок заказчику необходимо:

– создать комиссию по осуществлению конкурентной закупки;

– разработать и утвердить документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая должна быть размещена в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки.

Неконкурентной является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным для конкурентной закупки. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), тоже должны быть установлены в положении о закупке.

Необходимо отметить, что начиная с 01.07.2018 в положении о закупке должны быть установлены исчерпывающий перечень случаев проведения закупки у единственного поставщика и порядок подготовки и осуществления такой закупки (ст. 3.6 Федерального закона № 223‑ФЗ).

Напомним, что Федеральным законом № 505‑ФЗ уточнены порядок составления документации о закупке и перечень информации, которую не нужно размещать в ЕИС.

В Письме № 24‑06‑08/43650 отмечается, что в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 505‑ФЗ:

– положения о закупке должны быть приведены в соответствие требованиям Федерального закона № 223‑ФЗ (в редакции Федерального закона № 505‑ФЗ), утверждены и размещены в ЕИС не позднее 01.01.2019;

– положения о закупке, которые не соответствуют Федеральному закону № 223‑ФЗ (в редакции Федерального закона № 505‑ФЗ), после 01.01.2019 считаются не размещенными в ЕИС;

– закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие требованиям Федерального закона № 223‑ФЗ (в редакции Федерального закона № 505‑ФЗ), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 223‑ФЗ правовым актом, регламентирующим правила закупки, является положение о закупке, принимаемое в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральным законом № 223‑ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

С учетом вышеизложенного с 01.07.2018 по 01.01.2019 бюджетные учреждения вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие Федеральному закону № 223‑ФЗ в редакции Федерального закона № 505‑ФЗ (Письмо Минфина РФ № 24‑04‑06/44451, ФАС РФ № АД/48543/18 от 27.06.2018 «О позиции Минфина РФ и ФАС РФ о приведении положения о закупке в соответствие с Федеральным законом от 31.12.2017 № 505‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

* * *

В заключение еще раз отметим, что в Письме № 24‑06‑08/43650 приведены разъяснения Минфина по вопросам:

– проведения электронных закупок;

– заключения контракта по результатам электронных процедур;

– применения электронной подписи при осуществлении закупок;

– приведения положений о закупке, предусмотренных Федеральным законом № 223‑ФЗ, в соответствие Федеральному закону № 505‑ФЗ.

Источник: Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение»




Последние публикации

17 Апреля 2019

Представление госслужащими сведений о доходах за 2018 год

Согласно п. 1 и 4 ч. 1 ст. 8 Закона № 273‑ФЗ сведения о доходах, расходах, имущественных обязательствах обязаны подавать представителю нанимателя: граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ; лица, замещающие указанные должности. В статье рассмотрим представление таких сведений за 2018 год.

Списание дебиторской задолженности в виде аванса

Как отразить в бухгалтерском учете организации списание дебиторской задолженности, возникшей в связи с перечислением поставщику аванса, по которому отгрузка так и не была осуществлена, а НДС был поставлен к вычету? Нужно ли восстанавливать НДС? Как организовать налоговый учет, если организация является плательщиком налога на прибыль?

ИП в России впервые стало больше, чем юрлиц

Индивидуальных предпринимателей (ИП) в России впервые с 2002 года стало больше, чем юрлиц. По данным Федеральной налоговой службы, в России зарегистрированы 3,992 миллиона юрлиц и 3,996 миллиона ИП.

15 Апреля 2019

Взыскание ущерба с работника: ошибки работодателей

Нередко бывает, что ущерб, причиненный сотрудником, превышает его средний месячный заработок и работник не хочет возмещать урон добровольно. Или, к примеру, приказ о взыскании ущерба не был издан в месячный срок. В этих случаях работодателю придется обращаться в суд, чтобы возместить свои потери. Верховный суд в своем Обзоре указал на ошибки, которые чаще всего допускают работодатели, пытаясь получить с виновного работника возмещение ущерба.

Расходы на выплату больничного: что нового в учете?

Как отражаются в бюджетном учете операции по начислению и выплате пособия по временной нетрудоспособности в 2019 году?



ТОП статьи

Скачать бесплатно бухгалтерские программы Бухсофт Предприятие ИП Упрощенная система Зарплата и Кадры

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

17 Апреля 2019

Крым отказался от курортного сбора до мая 2021 года

Разъяснено, в каких случаях можно прекратить применение ПСН досрочно

Организациям и ИП, возможно, придется сдавать статотчетность только в электронном виде

Минфин России проинформировал о новых обязанностях аудиторов и лиц, оказывающих бухгалтерские услуги

В целях освобождения от НДФЛ, компенсационный характер допвыплат за вредные условия труда необходимо подтвердить документами

15 Апреля 2019

Искажение отчетности – результат несвоевременного учета фактов хозяйственной жизни

ФНС России разъяснила, как определить дату составления электронного УПД на работы или услуги

КС РФ: работа в праздники и выходные должна оплачиваться сверх МРОТ

Наличие значительной суммы дебиторской задолженности не свидетельствует об утрате права на УСН

Спор об услугах и возврат счетов-фактур: 3 года для вычета НДС считают с урегулирования разногласий

ФНС не против переноса вычета НДС при покупке оборудования

10 Апреля 2019

Выявленная по результатам выездной проверки переплата НДФЛ не влияет на исчисление трехлетнего срока для возврата

Электронные чеки могут появиться в системе tax free в следующем году

Возможно, для некоторых видов деятельности порядок применения ККТ будет изменен

Вердикт судей: пени по налогу могут многократно превышать размер задолженности

читать все Новости