Меню

Актуально










Публикация

28 Марта 2018Авансы крымчанам из переходного периода


На вопрос отвечает:

Н. К. Сенин
эксперт журнала «Бухгалтер Крыма»

Вопрос:

Крымское предприятие во время переходного периода до своей перерегистрации по российскому законодательству в 2014 году на полученный аванс на выполнение работ выписало налоговую накладную.

Акт о приемке этих работ был подписан заказчиком только в январе 2018 года, оформлен счет-фактура на сумму их реализации. Аванс по НДС числится на балансовом счете 76АВ.

Имеет ли право предприятие на вычет по НДС? Если имеет, то как правильно отразить операцию в книге покупок и декларации по этому налогу?

Согласно п. 1 Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период[1] (далее – Положение об особенностях) в течение переходного периода в части налогообложения для налогоплательщиков, до 18.03.2014 зарегистрированных по украинскому законодательству, до 01.01.2015 на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, регулировались в порядке, действовавшем на 17.03.2014 (то есть в соответствии с налоговым законодательством Украины), если иное не предусматривалось Положением об особенностях и иными нормативными правовыми актами Республики Крым. Аналогичное правило приведено в ст. 1 Закона г. Севастополя от 18.04.2014 № 2‑ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период» (далее – Закон г. Севастополя № 2‑ЗС).

Это означало, в частности, что в соответствии со ст. 187 НКУ датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров (услуг) считалась дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого случилось любое из событий (произошедшее раньше, чем другие из перечня):

– дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет налогоплательщика в оплату товаров (услуг), подлежащих поставке, а в случае поставки товаров (услуг) за наличные дата оприходования денежных средств в кассе налогоплательщика (при отсутствии таковой – дата инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем налогоплательщика);

– дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы (в переходный период – границы РФ) и оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства, а для услуг – дата оформления документа, который удостоверяет факт поставки услуг плательщиком налога.

Следовательно, указанные налогоплательщики в переходный период при получении предоплаты от контрагентов должны были начислить НДС к уплате в бюджет Республики Крым. Подразумевалось, что данная операция производится не в соответствии с НК РФ, а по региональным нормам налогового законодательства переходного периода.

Согласно требованиям НКУ, в отношении которых переходными нормами никаких корректировок не производилось, при этом продавец должен был выставить покупателю налоговую накладную, в которой указывалась сумма налога, начисленная продавцом к уплате в бюджет с суммы названной предоплаты (см. Письмо Минфина России от 29.04.2014 № 03‑07‑15/20060[2]).

Обратите внимание:

На основании предъявленной налоговой накладной было предоставлено право производить вычет НДС и российским налогоплательщикам-покупателям (внесенным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП), хотя НК РФ не допускал такой возможности на момент принятия Положения об особенностях и Закона г. Севастополя № 2‑ЗС.

Лишь позднее благодаря Федеральному закону от 29.11.2014 № 379‑ФЗ в НК РФ появилась ст. 162.2, в которой была конкретизирована возможность получать вычет российского НДС именно на основании налоговых накладных (в период до 01.07.2015).

В Письме Минфина России от 02.03.2015 № 03‑07‑13/1/10570 указывается, что принятие к вычету российской организацией сумм НДС, предъявленных хозяйствующими субъектами Республики Крым и города Севастополя, не зарегистрированными в соответствии с законодательством РФ, по товарам (услугам), отгруженным (оказанным) до 01.01.2015 и принятым к учету как до 01.01.2015, так и в I квартале 2015 года, на основании налоговых накладных нормам НК РФ не противоречит.

Заполнение книги покупок

Налоговики в Письме от 07.04.2015 № ГД-4-3/5757@ для корректного отражения налогоплательщиками в книге покупок сведений из налоговых накладных, составленных при реализации товаров (услуг), отгруженных (оказанных) по 31.12.2014 включительно хозяйствующими субъектами Республики Крым и города Севастополя, данные о которых не внесены в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), рекомендовали при заполнении книги покупок (дополнительного листа книги покупок)
в I или во II квартале 2015 года указывать следующую информацию:

– в графе 2 «Код вида операции» – только значение «99»;

– в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» – номер и дату налоговой накладной;

– в графе 10 «ИНН/КПП продавца» ИНН/КПП хозяйствующего субъекта Республики Крым и города Севастополя не указывается, эта графа не заполняется.

Что касается кода вида операции «99», он отсутствует в общем перечне таких кодов, утвержденных Приказом ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@[3], то есть был введен налоговиками специально для вычетов по налоговым накладным.

В пункте 1 разд. IV Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период, в том числе при применении положений Федерального закона от 5 мая 2014 года № 124‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью  202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации[4] (далее – Положение об администрировании) рассмотрена такая ситуация: продавец получил предоплату в период, когда он действовал на основании Положения об особенностях, а отгрузку он произвел после даты внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ, то есть уже в статусе российского (перерегистрированного) налогоплательщика.

Этому же посвящен п. 24 ст. 26 Закона г. Севастополя № 2‑ЗС.

У такого продавца на дату отгрузки указанных товаров (услуг) возникает момент определения налоговой базы по НДС по правилам НК РФ. При этом суммы НДС, исчисленные продавцом до даты внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (услуг), подлежат вычету продавцом с даты отгрузки этих товаров (услуг) (пп. 1.1 п. 1 разд. IV Положения об администрировании, п. 24.1 Закона г. Севастополя № 2‑ЗС).

Приказом ФНС России № ММВ-7-3/136@[5] для вычета суммы налога, исчисленной налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), который производится с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав на основании п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ, установлен код вида операции «22».

Он указывается в графе 2 табличной части книги покупок, применяемой при расчетах по НДС[6], и по соответствующей строке в разд. 8 декларации по НДС[7].

Однако в названных нормах речь идет о вычете, который производится согласно НК РФ. А если вычет в связи с отгрузкой в счет предоплаты происходит на основании пп. 1.1 п. 1 разд. IV Положения об администрировании, по нашему мнению, указывать код вида операции «22» нельзя.

Целесообразней было бы указать в данном случае код вида операции «99» – это говорило бы о том, что вычет связан с выставлением налоговой декларации в переходный период и именно ее реквизиты указываются в книге покупок и разд. 8 декларации по НДС. Конечно, сдачу декларации в такой ситуации необходимо сопроводить пояснительным письмом.

Заполнение декларации

В этом письме надо также уточнить, как обозначенный вычет отражен в декларации по НДС, и объяснить возникшее несоответствие декларациям по НДС за предыдущие периоды.

В пункте 38.16 Порядка заполнения указывается, что в графе 3 разд. 3 декларации по НДС по строке 170 продавец отражает суммы налога, исчисленные с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), предстоящей передачи имущественных прав, и отраженные в строке 070 того же раздела, принимаемые к вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с п. 6 ст. 172 НК РФ.

Следовательно, формально в этой строке не отражаются суммы налога, исчисленные с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), предстоящей передачи имущественных прав, принимаемые к вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг) в соответствии с пп. 1.1 п. 1 разд. IV Положения об администрировании. Ведь они не имеют отношения к указанному п. 6 ст. 172 НК РФ и, что важно, при получении предоплаты не отражались в строке 070. То есть при включении суммы вычета в строку 170 разд. 3 будет нарушено контрольное соотношение, установленное для декларации по НДС в Письме ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.

Тем не менее, отразить вычет по НДС, предусмотренный пп. 1.1 п. 1 разд. IV Положения об администрировании, наиболее логично именно в строке 170. Каких‑либо иных вариантов решения данной проблемы Порядок заполнения не предусматривает.

Отметим в поддержку такого вывода, что из Письма Минфина России от 27.02.2017 № 03‑07‑13/1/10751 фактически следует идентичность норм п. 24.1 Закона г. Севастополя № 2‑ЗС (значит, также пп. 1.1 п. 1 разд. IV Положения об администрировании) и п. 6 ст. 172 НК РФ.


[1] Утверждено Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2010‑6/14.

[2] Доведено до территориальных налоговых органов и налогоплательщиков Письмом ФНС России от 07.05.2014 № ГД-4-3/8785@.

[3] А также в аналогичном перечне, утв. Приказом ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@, действовавшем на дату выхода Письма ФНС России № ГД-4-3/5757@.

[4] Утверждено Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 25.06.2014 № 2263‑6/14.

[5] А также в аналогичном перечне, утв. Приказом ФНС России от 14.02.2012 № ММВ-7-3/83@, действовавшем на дату выхода Письма ФНС России № ГД-4-3/5757@.

[6] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

[7] Форма декларации и порядок ее заполнения (далее – Порядок заполнения) утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Источник: Журнал «Бухгалтер Крыма»



Последние публикации

30 Марта 2020

Чеки "полный расчет" при кассовом методе налогового учета

Если в налоговом учете доходы признаются кассовым методом, то при получении 100%-й предоплаты можно с согласия покупателя сразу пробивать чек с признаком способа расчета "полный расчет". Такие разъяснения ранее мы получили от специалиста ФНС. Однако официальных писем об этом нет, что вызывает беспокойство у наших читателей.

Рекомендации по оплате труда на 2020 год

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений утвердила Рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. В статье сделаны акценты на некоторых положениях данного документа, которые необходимо знать автономным учреждениям.

Кто и как должен отчитаться о доходах

Чуть больше месяца осталось до конца декларационной кампании. Сообщить о доходах, полученных в 2019 году, граждане должны до 30 апреля.

24 Марта 2020

Минфин разъяснил нюансы получения вычетов при покупке недвижимости

При покупке квадратных метров гражданам, претендующим на получение имущественного налогового вычета, важно обратить внимание на статус недвижимости: жилая она или нет. Разъяснения Минфина опубликовала Федеральная налоговая служба (ФНС).

Работа без "зарплатного карантина": выплаты в условиях коронавируса

В силу прямых указаний Трудового кодекса трудовые отношения носят возмездный характер. Получение своевременной и в полном объеме заработной платы является одним из ключевых прав работника, а своевременная и в полном размере ее выплата – главной обязанностью работодателя. При этом в случае выполнения работником работы никакие внешние факторы – чрезвычайные обстоятельства, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и иные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, не должны препятствовать реализации этого права и обязанности. Хотя некоторые оговорки по этому поводу в ТК РФ все же имеются.



ТОП статьи

Конфигуратор сервера hp proliant hpe dell с ценами

Налог на прибыль – 2017: новый год и новые правила

О новой форме 4-ФСС 2017

Новшества в части контроля за применением онлайн-ККТ

Какие изменения готовит Минфин в отношении НДС?


Налоговые новости

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Скорректированы перечни продуктов, облагаемых НДС по ставке 10%

Минтруд России разъяснил, как в СЗВ-ТД заполнить сведения о присвоении новой профессии

Минтруд России рассказал, когда начнется назначение новой ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет

16 Марта 2020

Выплаты земским врачам и учителям освободят от НДФЛ

Суд: неоплата командировочных расходов не является основанием для приостановления работы

Уточнен порядок исправления ошибок в бухотчетности

Госдума рассказала, как вернуть деньги за сорвавшуюся из-за коронавируса турпоездку

Для педагогов и медиков вновь предлагают установить повышенный размер минимальной зарплаты

читать все Новости